Главная » Статьи » Афиша города

Встать На Учет Детский Садик Улитка Белгород
встать на учет детский садик улитка белгород

Online заходила вчера в 21:43 Виктория Кирюшина

Любимые цитаты:

О себе:

______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Поделитесь этой новостью и участвуйте в лотерее удачи среди сделавших репост#33 Приз на выбор#33 Подробности можно прочитать, перейдя по ссылке https://vk.com/topic-49891779_31989910

Сегодня мы хотим представить коляску-трансформер ULTRA в новом дизайне#33

Многофункциональная коляска-трансформер Ultra — выбор стильных и практичных родителей. Эта коляска будет всесезонным внедорожником для малыша с рождения до 3 лет.

Уникальный прогулочный блок одним движением превращается в просторную люльку для новорожденных и устанавливается на шасси лицом к маме или от мамы. Особенностью коляски является прочная и маневренная алюминиевая конструкция шасси на больших надувных резиновых колесах. Передние колеса уменьшенного диаметра поворотные, с возможностью фиксации. Благодаря отличной амортизации ваш кроха будет ездить в коляске с комфортом по любому бездорожью.

Ременный фиксатор на спинке позволяет изменять наклон спинки прогулочного блока, не тревожа чуткий сон малыша. Прорезиненное дно на регулируемой подножке спасет коляску от грязной после прогулки обуви малыша. Пятиточечные ремни безопасности с мягкими накладками легко превращаются в трёхточечные и надежно фиксируют ребенка. Регулируемая по высоте ручка подойдёт папам и мамам любого роста. Ткань съемного капюшона водонепроницаема, при необходимости можно открыть в нём небольшое окошко с москитной сеткой для лучшей вентиляции. Крыша легко опускается практически до съёмного бампера и имеет солнцезащитный козырёк. Внизу коляски вместительная корзина для покупок и игрушек. Накидка на ножки с утеплителем закроет кроху от сильного ветра в холодную погоду. Самая главная отличительная особенность коляски Ultra заключается в том, что вам не нужно менять сменные блоки, которые будут занимать много места в вашем доме. На раму коляски без дополнительных адаптеров устанавливается автокресло MADISON группы 0+

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава I. Применение верботональной системы обучения детей с нарушениями слуха

в России. ………………………………………………………………………………………..6

    1. Верботональная система обучения детей с нарушениями слуха. ……………………. 6
    2. Верботональная аудиометрия. ……………………………………………………………. 9
    3. Фонетическая ритмика и слуховые упражнения. ……………………………………….12

Глава II. Методы обследования слуховой функции в верботональной системе

системе обучения. ………………………………………………………………………………….18

Глава III. Применение верботональной системы обучения детей с нарушениями

слуха за Рубежом. …………………………………………………………………………………..24

3.1. Исследования в США. ………………………………………………………………………24

3.2. Исследования в Германии. ………………………………………………………………. 29

3.3. Исследования в Хорватии и Швейцарии. ………………………………………………. 31

Заключение. ………………………………………………………………………………………. 33

Приложение. ………………………………………………………………………………………..35

Введение.

Природа одарила их… превосходными качествами,

Которые дают им право на живейшее

содействие с нашей стороны.

В.И. Флери.

На протяжении многих веков существуют проблемы обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей, а также их адаптации в «мир слышащих». Данная проблема актуальна и по сей день.

Человек утратил слух. Несчастье может произойти быстро, в течение нескольких часов, а может подкрадываться постепенно, долгие годы. Причины нарушений слуха разнообразны. По данным различных исследований, от 10 до 30 % случаев ослабления или полной потери слуха связаны с неблагоприятной наследственностью. Но какими бы ни были причины и сроки наступления глухоты, основной её итог один и тот же - утрата возможности общения с людьми, с окружающим миром звуков. При тяжёлых формах глухоты вечное молчание плотной стеной окружает человека, лишает его не только возможности общения, но и зачастую подвергает опасности.

Слепоглухая Ольга Ивановна Скороходова на вопрос, что более необходимо человеку - зрение или слух, - не задумываясь, ответила: Конечно, слух. Ведь, прежде всего надо слышать, что говорят другие. Человек живёт в обществе… Да, главная сила человека в возможности его общения с другими людьми. Ни одно другое существо на земле не обладает такими возможностями речевого общения.

Известный французский философ, гуманист Мишель Монтель, в 16 веке писал: Глухота - более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества - способности быстрого и свободного общения. Глухота - недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности .

Известный советский психолог Л.С. Выготский сказал: С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития с другой - именно поэтому, что он создаёт трудности, он стимулирует повышенное усиленное движение вперёд .

Точная статистика слабослышащих и глухих людей отсутствует. Принято считать, что в развитых странах общее число людей с дефектами слуха составляет 4-6 % всего населения. К счастью, подавляющее большинство из них слабослышащие, слух которых может быть значительно компенсирован современными звукоусиливающими аппаратами. По приблизительным оценкам лишь 0,1 % этих людей страдает тяжёлыми формами глухоты. С потерей слуха ещё не всё потеряно в жизни. Как и обычные люди, счастливо трудятся тысячи и десятки тысяч глухих. Многие из них занимают самые различные должности. Это высококвалифицированные инженеры-конструкторы, талантливые механики, печатники, художники….Да, действительно, компенсация глухоты - сложная проблема.

Наряду с использованием традиционных подходов в обучении глухих и слабослышащих детей, а также опытом, накопленным российской сурдопедагогикой, специалисты, работающие с данной категорией детей, все больше пытаются расширить круг знаний в области реабилитации, компенсации и обучении детей с нарушением слуха и речи, обращаясь к современным технологиям, используя опыт мировой специальной педагогики. Одной из таких современных технологий является верботональная система (ВТС) «СУВАГ» (система универсальной аудиовизуальной глобально-структуральной методики слухового восприятия), которая была разработана в 1954 году хорватским профессором П. Губерина, известным в мире фонетиком, лингвистом, членом Академии науки и искусства Хорватии, он использовал свою лингвистику речи как основу для построения верботональной теории и метода развития слушания и речи у лиц с нарушением слуха.

Верботональная система находит все большее признание в обучении глухих и слабослышащих детей, как в России, так и за Рубежом, также верботональную систему используют для диагностики и реабилитации нарушений голоса у слышащих, речевых нарушений при задержке психического развития. Метод также можно применить при изучении иностранного языка.

Формирование у глухих словесной речи – специальная задача, от решения которой в значительной мере зависит интеграция глухого человека в обществе слышащих. Несмотря на достижения в области формирования у глухих детей произносительной стороны устной речи, в большинстве случаев качество произношения не удовлетворяет специалистов. Устная речь детей, имеющих нарушение слуха, часто оказывается малопонятной из-за недостаточности произносительных навыков, интонационной окрашенности, эмоционально-экспрессивной выразительности, что отмечается многими сурдопедагогами: И.Г. Багровой, В.И. Бельтюковым, К.А. Волковой, Э.И. Леонгард, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной, А.Д. Салаховой, Н.И. Шелгуновой, Е.З. Яхниной и др.

Сурдопедагогика своими открытиями новых методов обучения глухих дает возможность детям с нарушениями слуха жить жизнью, полною радостных моментов, слышать окружающие звуки и быть счастливыми. Зарубежные страны и страны России активно работают над верботональной системой обучения, совершенствуя методы и подходы обучения детей с нарушением слуха.

Проблема исследования: роль верботональной системы обучения в интеграции людей с нарушениями слуха в России и за Рубежом.

Объект исследования. верботональная система обучения в России и за Рубежом.

Цель исследования. возможность интеграции детей с нарушениями слуха и речи после использования верботональных методик обучения в здоровые массовые коллективы и их социализация в «мире слышащих»

Методы исследования: теоретическое изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и синтез.

Глава I.

Применение верботональной системы обучения детей

с нарушением слуха в России.

1.1. Верботональная система обучения детей с нарушениями слуха.

Верботональная система реабилитации детей с нарушениями слуха разработана выдающимся хорватским ученым, академиком П. Губерина. Данная система используется, прежде всего, для диагностики и реабилитации слуха и речи у глухих и слабослышащих, а также для диагностики и реабилитации нарушений голоса и речи у слышащих, для диагностики и реабилитации речевых нарушений при задержке психического развития, центральных поражениях без снижения слуха. Еще при СССР неслышащие дети нашей страны проходили обучение по этой системе в Загребе, и, кроме того, в некоторых учебных заведениях для детей с нарушениями слуха применяли элементы верботонального метода. Теория верботональной системы обучения глухих и слабослышащих исходит из того, что реабилитация слушания и речи неслышащих должна проводиться по тем же закономерностям психофизиологического и речевого развития, которые наблюдаются у нормально слышащих детей.

Международным центром по развитию верботональной системы и обучению кадров во всех областях применения метода является поликлиника СУВАГ(SUVAG). которая находится в г. Загребе (Хорватия). SUVAG – это аббревиатура, означающая «система универсального верботонального слушания Губерины».

В настоящее время в мире работают свыше 500 верботональных центров. В том числе более 20 центров в нашей стране используют в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения слуха, верботональную систему.

Целью верботональной системы является интеграция лиц с нарушениями слуха в общество. Основные положения верботональной системы включает учет в процессе реабилитации детей с нарушениями слуха основных закономерностей психофизического и речевого развития нормально слышащих детей раннюю диагностику (с первых месяцев жизни) и раннюю реабилитацию детей с нарушениями слуха комплексный медико-психолого-педагогический подход к диагностике и реабилитации детей целенаправленное постоянное изучение состояния слуховой функции и резервов его развития в условиях использования общепринятых и оригинальных (разработанных в SUVAG) методик проведение специальной работы по развитию слухового восприятия как основы формирования устной речи в условиях использования оригинальной электроакустической аппаратуры обеспечение в процессе коррекционной работы общего психофизического развития ребенка применение оригинальных методик коррекционной работы (фонетической ритмики, музыкальной стимуляции), базирующемся на комплексном использовании и развитии всех анализаторных систем использование в процессе реабилитации различных форм интеграции ребенка в среду слышащих детей в зависимости от их индивидуальных возможностей организацию семейного воспитания как важнейшего условия реабилитации и интеграции ребенка, имеющего нарушения слуха.

Верботональная система базируется на основных закономерностях развития речи при нормальном слухе. Известно, что в младенческом и раннем возрасте слуховые ощущения ребенка, его моторная деятельность, а также вестибулярные, тактильные, проприоцептивные, зрительные ощущения помогают развитию речи. Поэтому в верботональной системе особое значение придается комплексному использованию анализаторов.

Процесс реабилитации ребенка начинается с диагностического обследования. который включает осмотр отоларинголога, аудиологическое обследование с использованием общепринятых методик, а также верботональной аудиометрии, специальной речевой аудиометрии (с применением фильтров), функциональной диагностики, исследования вестибулярного аппарата пациента, психологического обследования и др.

У верботонального метода есть два принципиально важных преимущества перед теми методами, которые используются в отечественной коррекционной педагогике с советских времен.

Во-первых, процесс реабилитации глухих детей проходит гораздо быстрее, к тому же благодаря современной и качественной хорватской аппаратуре дети учатся слушать и говорить в очень комфортных условиях.

Во-вторых, достигнутые результаты хорошо закрепляются, поскольку, говоря профессиональным языком, «формируется слуховая картинка в коре головного мозга». Если в обычной школе ребенка в течение года научили произносить те или иные звуки или фразы, после летних каникул приобретенные навыки могут исчезнуть. Верботональный метод, как правило, позволяет сохранить навыки, приобретенные в ходе реабилитации, на всю жизнь.

Глухота считается особенно тяжелой патологией, потому что влечет за собой немоту. Человеческая речь формируется и развивается на основе слуха: ребенок, обучаясь говорить, повторяет те слова, которые слышит. Поэтому научить говорить глухого ребенка можно только через развитие слухового восприятия. Сторонники верботонального метода исходят из того, что слуховой и речевой центры у глухого ребенка сохранны (детей с абсолютной глухотой практически нет), и нужно сделать так, чтобы они заработали. Петар Губерина приводил такую аналогию: если не разрабатывать сломанную руку, она так и повиснет плетью. Смысл его метода в том, чтобы разрабатывать слуховой центр, одновременно формируя речь.

Основной принцип верботонального метода заключается в том, что ребенок с нарушенным слухом должен пройти те же стадии формирования речи, что и слышащий. Ребенок учится слушать всем телом (для этого используется «вибротактильная доска», сидя на которой можно воспринимать звуки всем телом), через все органы чувств, через вестибулярный аппарат и пр. Особое внимание уделяется развитию моторики

тела – фонетической ритмике, музыкальным и другим занятиям.

Значительную часть занятий дети проводят в наушниках, работая с электроакустическими аппаратами «Верботон». Аппараты преобразуют звук, передавая его по низким частотам, т. е. ребенок получает возможность почувствовать ритм, темп и интонацию. На начальном этапе реабилитации дети учатся рассказывать сказки с помощью ритма, темпа и интонации, используя один или несколько звуков (например, сказку про Волка и Красную Шапочку можно рассказать, по-разному произнося звук «а»). В традиционной методике реабилитации аппаратура тоже использовалась, но процесс формирования произношения строился на механической постановке звуков, не уделялось достаточного внимания работе над ритмом, темпом и интонацией, отсюда монотонная речь глухих людей даже при правильно поставленных звуках.

Метод применяется и для реабилитации детей, прошедших кохлеарную имплантацию (хирургическую операцию по вживлению в ухо кохлеарного импланта – электронного устройства, позволяющего слышать). После такой операции детей нужно обучать слушать и говорить фактически с нуля, в противном случае эффекта не будет.

Верботональный метод – это не «золотая игла» и не «чудотаблетка». Эффективность реабилитации зависит и от речевых способностей ребенка, и от особенностей заболевания (включая наличие сопутствующих патологий), и от правильности применения методики, и от многих других факторов. Как при обучении иностранному языку: всех одинаково учат в школе, но одни люди достигают результатов быстро и легко, другим нужно больше времени и больше внимания педагогов, третьим так и не удается научиться говорить свободно. Большое значение имеет и позиция родителей, их готовность помогать ребенку. Впрочем, как считают последователи метода, «нет плохих родителей есть родители, с которыми мы плохо работаем».

В верботональной системе используются оригинальные методики обследования лиц с нарушениями слуха: верботональная аудиометрия, функциональная диагностика.

1.2. Верботональная аудиометрия.

Верботональную аудиометрию разработал академик П. Губерина. Он выявил, что отдельные гласные и согласные легко распознаются при нормальном слухе на специфических октавных областях. Если слог пропускается через частотную область, не соответствующую его оптимальной области, он воспринимается как некая иная комбинация согласного и гласного. При проведении верботональной аудиометрии ребенок воспринимает на слух определенные речевые стимулы (логотомы) — бру-бру, му-му, бу-бу, во-во, жала, нала, си-си. «Каждый стимул пропущен через определенный октавный фильтр, соответствующий его оптимальной частоте (например, для логотома му-му — 75—150 Гц, а для Логотома ла-ла — 600—1200 Гц, для логотома си-си — 4800— ЩОО Гц). Поскольку логотом «оптимален» для своей частотной области, ответ пациента (определяется «порог» восприятия) показывает его чувствительность не только к данному речевому стимулу, но и к данной частотной области. Другими словами, используется речевой стимул (вербо) для определения чувствительности на разных частотах (тонах).

При сравнении порогов восприятия, полученных в процессе тональной и верботональной аудиометрии, на основе определенных критериев определяется оптимальное слуховое поле ребенка в данный период обучения.

Речевая аудиометрия традиционно используется в аудиологии для определения разборчивости речи пациентом (процента правильно воспринятых слов) в зависимости от усиления. В фильтрованной речевой аудиометрии, разработанной профессором Пансини, слова фильтрованы в соот-1етствии с их оптимальным частотным диапазоном и объединены в списки. При фильтрованной речевой аудиометрии не просто определяется процент разборчивости речи при определенной интенсивности, но выявляются оптимальные для восприятия речи частотные области. Использование фильтрованной речевой аудиометрии содействует более точной диагностике слуховой функции, а также более точному подбору режима слухового аппарата. Это исследование является важным для определения содержания работы по развитию речевого слуха ребенка, а также для периодического учета и контроля за развитием его слухового восприятия.

Функциональная диагностика включает исследование слухового восприятия слов (на каждое ухо) без использования слуховых аппаратов с целью выявления количества правильно воспринятых слов, расстояния, на котором пациент их воспринимает, а также соответствия тонального и речевого слуха исследование слухового восприятия слов со слуховыми аппаратами в свободном поле с целью определения расстояния оптимальной разборчивости определение оптимального слухового поля, т. е. выявление с помощью системы фильтров частотного и динамического диапазона, на котором пациент наиболее разборчиво воспринимает речь при наименьшем усилении определение порога дискомфорта или болевого порога исследование реверберации (эффект эха — отражения звука от разных предметов) исследование селективного слушания, т. е. умения пациента воспринимать речь на фоне посторонних шумов: другая речь, музыка и др. исследование соотношения моно-урального, бинаурального и стереофонического слушания исследование интеграционного времени, т. е. умения пациента воспринимать речь в нормальном, а не замедленном темпе.

Функциональная диагностика содействует выявлению у пациента дополнительных проблем, связанных с восприятием речи, которые необходимо устранить в процессе специальных занятий в период, предшествующий слухопротезированию, помогает точнее определить режим работы индивидуальных слуховых аппаратов.

Ранняя диагностика и реабилитация детей с нарушениями слуха с момента установления диагноза являются важнейшими принципами верботональной системы. Нарушения слуха выявляются у детей с помощью аудиологических методов с первых дней жизни (прежде всего, обследуются дети группы риска — неблагоприятное течение беременности и родов у матери, наследственность и др.). После установления диагноза сразу начинается коррекционная работа, которая называется подготовительной реабилитацией (с рождения до трех лет). Сурдопедагоги проводят регулярные консультации родителей ребенка, имеющего нарушения слуха, по основным вопросам его психофизического развития, формирования слуха и речи осуществляется слухопротезирование малыша.

Верботональная система исходит из того, что перцепция является основным звеном в коммуникативной цепочке. Поэтому развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха (с помощью электроакустической аппаратуры) — одна из главных задач коррекционной работы.

В верботональной системе разработаны пути реабилитации детей с нарушениями слуха за счет использования телесной (вибротактильной) проводимости низких частот. С самого начала обучения в реабилитации широко меняются вибрационные столики, позволяющие малышу всем телом, руками, ногами воспринимать звуки окружающего мира и речь, на занятиях с дошкольниками и школьниками используются вибраторы, причем специально определяется место на теле ребенка, которое лучше всего реагирует на передачу сигнала через вибратор, прежде всего ладони пальцы рук, ступни ног, колени и др.

Техническую сторону метода составляют оригинальные электроакустические аппараты, которые имеют возможность трансмиссии низких тонов, включая инфразвук. С помощью специальных фильтров и усилителей определяют оптимальное слуховое поле (комбинацию оптимальных частоты, интенсивности и времени) для пациента, включая и оптимальные частоты восприятия отдельных звуков при отработке в произношении. Разработка аппаратуры основывается на положении о том, что начинать слуховую тренировку надо на наиболее сохранной частотной полосе. В этом диапазоне пациент учится обуживать в речевом сигнале элементы, отличающиеся друг от друга. Таким образом, возможно развитие восприятия речи в условиях обедненной сенсорной информации. В дальнейшем, в процессе реабилитации, сурдопедагог стремится расширить слуховое поле ребенка, прежде всего за счет использования некоторых высокочастотных областей, индивидуальных для каждого пациента в зависимости от особенностей поражения слуха. Такое восприятие речи с помощью электроакустической аппаратуры П.Губерина назвал дисконтинуированным слушанием. В своих исследованиях он выявил, что люди с нормальным и нарушенным слухом лучше понимают речь при дисконтинуированной трансмиссии, чем на непрерывной широкой частотной области. П. Губерина показал, что, люди с нормальным слухом не могут воспринимать высокие звуки (например, и), если их пропустить через аппарат в низкочастотной области. Но если их пропустить через низкочастотную область (0 ,5—300 Гц) и одну высокочастотную (3200—6400 Гц), причем вблизи уровня порога восприятия человеком, разборчивость резко повышается. П. Губерина доказал возможность слухового восприятия через дисконтинуированную область частот при нормальном и нарушенном слухе.

В верботональной системе важное значение придается выявлению оптимального слухового поля пациента, которое понимается как наилучшее слуховое восприятие при наименьшем усилении через нахождение оптимальной области воспринимаемых ребенком частот. В процессе последующей реабилитации зона оптимального слухового поля может изменяться и расширяться.

Академик П. Губерина в своих работах подчеркивает, что оптимальное слушание ребенка предполагает не только развитие слухового восприятия в условиях расширения диапазона воспринимаемых частот, но и использование всех сохранных чувств в процессе реабилитации. Особое значение в верботональной системе придается движениям тела, вестибулярному аппарату. Подчеркивается, что вестибулярный аппарат может реагировать на звуки до 1000 Гц ив определенной степени заменять кохлеарную, активность. Специалисты SUVAG считают, что правильнее было бы говорить о вестибуло-кохлеарном пути восприятия, чем о кохлеарном.

Принципиальное значение придается работе над ритмом, темпом, интонацией. Ко времени первых слов слышащий ребенок уже умеет использовать ритм и интонацию в целях коммуникации. Интонация продолжает выполнять важнейшие функции в речи на разных этапах ее развития, а также взрослых. Академик П. Губерина выявил, что ритм и интонация передаются на низких частотах. В связи с тем, что глухих детей они наиболее сохранны, развитие слухового восприятия и произносительной стороны устной речи, по мнению Губерины, надо начинать с работы над ритмом, интонацией, максимально используя и развивая способность ребенка воспринимать акустическую информацию, прежде всего через наиболее сохранные низкие частоты.

Коррекционное обучение базируется на развитии слухового восприятия. У детей вырабатывается условная двигательная реакция на звуковой сигнал, дети учатся различать на слух несколько сигналов, отличающихся продолжительностью, усилением или высотой.

Для правильной организации работы по фонетической ритмике (стимуляция речи движениями) педагог должен знать качественную характеристику звука. Например, логотом (слог) та — по усилению — «сильный», напряженность «большая», время — «короткое», качество движения — «удар». Логотом ма — по усилению «легкий», напряженность «небольшая», время «длительное», качество Движения «скольжение».

1.3. Фонетическая ритмика и слуховые упражнения.

Фонетическая ритмика, базирующаяся на взаимодействии в процессе специальных упражнений речи, движений тела и развивающегося слухового восприятия, содействует работе над всеми сторонами речи: развитию речевого дыхания и связанной с ним слитности речи, работе над достаточно естественными звучанием голоса и его модуляциями по силе и высоте, над звуками и их сочетаниями в словах и фразах, над ритмико-интонационной структурой речи, над словами и фразами.

Большое значение для формирования слитной, интонированной речи имеет музыкальная стимуляция: ритмико-интонационная структура речи и музыки близки. Не случайно маленькому слышащему ребенку мать часто поет.

В процессе коррекционной работы широко используются различные считалки:

• иррациональные, например,

па ма

папа ма

па ма

• полурациональные, например,

та та

mama там

я тут

ты там

• речевые считалки, стихотворения типа

Вот кот

Вот кот

Моет лапы

Моет рот

В коррекционной работе также применяется пиктографическая ритмика, разработанная профессором М. Ловричем. В пиктографической ритмике слуховые и телесные ощущения отображаются в графическом виде. Использование графических символов позволяет добиваться хороших результатов в работе над ритмической структурой речи, лексикой и грамматическим строем языка.

В верботональной системе создан специальный аудиовизуальный курс. Детям предлагаются картинки, передающие диалог двух действующих лиц или полилог на определенную тему. После знакомства с ситуацией на основе рисунков педагог предъявляет детям текст, который они воспринимают слухо-зрительно, затем учатся воспринимать только на слух и воспроизводить эмоционально, выразительно, реализуя произносительные возможности, по мнению специалистов поликлиники SUVAG, многократность повторения часто употребляемых фраз, драматизация, перенос усвоенных фраз в повседневную жизнь делает речь глухого ребенка лексически богаче, он непроизвольно запоминает правильные грамматические конструкции. Развитию слуховому восприятию, а также речи глухого ребенка способствуют слуховые упражнения. Н.К. Патканова считала, что упражнения по развитию слуха приносят огромную пользу, повышая общий уровень развития ребенка. Внедрение слуховых упражнений в школы потребовало разработки методики работы в этом направлении. Особого внимания заслуживает методика русского оториноларинголога, врача Санкт-Петербургского училища глухонемых М.В. Богданова-Березовского. Он предложил проводить слуховые упражнения не только на базе элементов речи, но и при помощи музыкальных инструментов.

В дальнейшем работа по развитию слуха при помощи упражнений была тесно связана с поисками методик активации слуха и средств усиления звука. Русский ученый М.А. Свищев считал, что путем упражнений нельзя восстановит полностью слуховую функцию. Он высоко оценивал роль упражнений для развития слуха. При этом отмечал, что не должно быть развитие слуха ради слуха. Необходимо обращать внимание на взаимосвязь пониженного слуха с мышлением и речью. Ряд методических положений, выдвинутых им, нашли свое отражение в настоящее время в методике развития слухового восприятия.

Т.А. Власова отмечала, что в Научно-исследовательском институте дефектологии проводилось широкое изучение проблем, связанных с выявлением возможностей восприятия речи глухими и слабослышащими детьми разных возрастов. Была поставлена задача поиска наиболее эффективных путей использования и развития слухового восприятия, формирование устной речи на основе развивающейся слуховой функции. Был определен принципиально новый подход к изучению потенциальных возможностей восприятия речи на слух детьми с нарушенным слухом. Разработаны пути формирования речевого слуха с целью вернуть в максимально возможных пределах способность воспринимать речь окружающих людей на базе развития сниженного и остаточного слуха с помощью индивидуальной аппаратуры 5 .

Необходимо продолжать работу над развитием слухового восприятия, которое в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие личности глухого или слабослышащего ребенка.

Важное значение в верботональной системе имеет и кохлеарная имплантация. Кохлеарная имплантация – это операция, в процессе которой во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающих восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва. Кохлеарная имплантация является разновидностью слухопротезирования, однако, в отличие от обычного слухового аппарата, который усиливает акустические сигналы, кохлеарный имплантат преобразует их в электрические импульсы, стимулирующие слуховой нерв. Использование кохлеарного имплантат основано на том, что при сенсоневральной тугоухости наиболее часто поражены рецепторы улитки (волосковые клетки), в то время как волокна слухового нерва долгое время остаются сохранёнными. Повреждённые волосковые клетки не могут обеспечить преобразования акустического сигнала в электрические импульсы, необходимые для возникновения слуховых ощущений. Эту функцию и выполняет кохлеарный имплантант.

В результате при лечении заболеваний слуха большую часть занимают медикаментозные методы, электростимулирующие, и сочетание обоих.

В последнее время очень широко развиваются системы с биологической обратной связью, которые позволяют более эффективное лечение заболеваний и реабилитацию больных.

С каждым годом число детей с глухотой, использующих кохлеарные имплантаты, растет, а возраст их снижается. У детей первых лет жизни субъективные методы исследования практически неприменимы. Поэтому большое значение приобретают объективные методики, - как при отборе кандидатов, так и после операции при настройке речевого процессора. Но пока у объективных методик исследований есть недостатки (неточность диагностики), которые надо стремиться преодолеть 1 .

Важным аспектом кохлеарной имплантации является настройка речевого процессора. Об этом говорил кандидат биологических наук В.И. Пудов. Особенно сложно настроить речевой процессор у детей младшего возраста. Это связано с тем, что отсутствие слухового опыта может проявляться в трудностях выработки условных реакций на звуковые раздражителей. Важно до операции или в свободные 3-4 недели перед первым включением импланта подготовить ребенка к настройке речевого процессора.

«Выделяются характерные моменты для имплантированных детей, которые были с врожденной глухотой или потеряли слух до овладения речи:

- выраженное рассогласование между слуховыми возможностями ребенка после имплантации (соответствует 1 степени тугоухости) и уровнем их слухоречевого, языкового и речевого развития (соответствует глухим детям)

-несформированность (и/или нарушение) центральных слуховых процессов у имплантированных детей, что проявляется в проблемах памяти, внимания, скорости обработки речи, прежде всего в первые годы после имплантации

-трудности в локализации звука в пространстве, восприятия речи в шумах и в помещениях с сильным отражением звуков, что обусловлено моноуральным восприятием, т.к. кохлеарная имплантация проводится обычно на одно ухо.

Эти особенности определяют специфичность коррекционной работы с такими детьми» 2.

В настоящее время существует единственное учреждение Москвы, где используется верботональный метод, – Центр психологопедагогической реабилитации и коррекции «Логотон» Зеленоградского административного округа. В 1994 году Центр был создан как учебновоспитательный комплекс для детей с нарушением слуха, и сегодня в его составе – и школа, и детский сад также ведется консультативный прием.

Это не интернат, т. е. дети воспитываются в семьях, родители задействованы в реабилитации

детей, что положительно влияет на ее результаты.

Статус центра психологопедагогической реабилитации и коррекции позволяет «Логотону» иметь ставки не только учителей и психологов, но и врачей. Сегодня здесь 83 сотрудника на

109 детей.

1 Г.А. Таварткиладзе – доктор, профессор медицинских наук.

2 И.Н.Королева #8722 главный специалист НИИ уха, горла, носа, доктор психологических наук, профессор.

В 1996 году Центр стал экспериментальной площадкой Комитета образования Москвы. В 1996–1998 годах обучение верботональному методу в Загребе прошли 9 его сотрудников, 4 из них получили степень «форматора», дающую право обучения этому методу, и сегодня на базе Центра проводятся курсы повышения квалификации. Среди педагогов «Логотона» есть мамы учеников: после рождения глухих детей они сменили профессию, став сурдопедагогами.

В 2004 году директор Центра Людмила Руленкова стала победителем Всероссийского конкурса «Лидер в образовании», а в 2006 году «Логотон» стал победителем конкурса инновационных школ приоритетного национального проекта «Образование». На полученный миллион рублей была приобретена беспроводная аппаратура «Верботон», позволяющая детям заниматься фонетической ритмикой. Вообще же в каждом классе Центра есть по два аппарата «Верботон»: один для коллективной работы, один индивидуальный.

В «Логотоне» представлены параллели с 1 по 10 класс, есть три дошкольные группы. Центр ведет и консультативный прием населения, т. е. обратиться сюда могут даже родители с детьми до трех лет: считается, что чем раньше начинается реабилитация, тем больше шансов на успех. На сегодня 9 воспитанников Центра интегрированы в массовую школу, но после уроков они обязательно приходят сюда на консультации. В «Логотоне» учатся и слышащие дети, которые в обычной школе имеют проблемы психологического характера (хроническая неуспеваемость, трудности в общении с учителями и со сверстниками), и обучение в речевой среде – тоже важный элемент реабилитации глухих детей.

Сегодня зеленоградский «Логотон» считается одним из эффективных реабилитационных учреждений для глухих детей в России. Есть немало примеров, когда ради того, чтобы ребенок здесь учился, родители продавали квартиры в других регионах и переезжали в Зеленоград. Все дети, которые, приходя в Центр, считались глухими, по его окончании (т. е. получив основное общее образование) идут получать среднее образование в школу для слабослышащих. Это очень серьезная динамика: даже в классификации коррекционных учреждений школы для глухих и школы для слабослышащих – это два разных вида учреждений, соответственно I и II вида. Есть примеры, когда выпускники «Логотона» поступали в профессиональные колледжи на общих основаниях, даже не сообщая приемной комиссии о своем диагнозе. Случаев поступления в вузы тоже немало. Одна девочка стала студенткой МГТУ им. Баумана досрочно, победив на предметной олимпиаде.

«Показателем эффективности применения верботонального метода может служить тот факт, что за все время работы нашего Центра две девочки – одна глухая, другая слабослышащая – вышли замуж за слышащих. Ведь обычно считается, что глухие общаются только на языке жестов. В нашем учреждении жестовый язык не запрещен – ребята могут использовать его, общаясь между собой, но при общении со слышащими людьми они должны использовать только устную речь»- Людмила Руленкова, директор Центра психолого педагогической реабилитации и коррекции «Логотон», Москва

В мае 2008 года Министерство образования и науки Астраханской области и Фонд развития верботонального метода организовали в Астрахани курсы повышения квалификации для педагогов, работающих с неслышащими детьми в учреждениях Астраханской области и соседних субъектов Федерации. В течение двух недель с утра до вечера перед ними выступали хорватские специалисты из центраполиклиники «СУВАГ». Профессор Младен Ловрич рассказывал об основах метода, инженер Владимир Козина разъяснял принципы работы аппаратов «Верботон», профессор Грета Милошевич вела тренинги по фонетической ритмике. Выступали и российские специалисты, имеющие опыт работы по методу, в том числе директор Центра «Логотон» Людмила Руленкова и врачсурдолог этого Центра Людмила Галимуллина.

Одно из астраханских учреждений, где недавно стали работать по верботональному методу, – ОГСКОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад «Верботон», который раньше назывался ОГОУ «Детский дом № 10» для детей с нарушениями слуха союзного значения.

Астраханская область – один из регионов, дающих пример активного использования метода и большого внимания к нему со стороны руководства. Чиновники областного Министерства образования и науки гораздо больше делают для распространения метода, чем в той же Москве, где центр «Логотон» – единственное в своем роде учреждение. Несколько лет назад в СевероЗападном административном округе Москвы существовал еще и детский сад, где малыши проходили реабилитацию по верботональному методу. Но он имел статус негосударственного образовательного учреждения, т. е. обучение было платным, и после очередного повышения арендной платы его пришлось закрыть.

Повышение квалификации специалистов, работающих по верботональному методу, сегодня ведется эпизодически в отдельных регионах целенаправленной подготовки кадров в вузах, конечно же, нет. Впрочем, поскольку верботональный метод признан научным и профессиональным сообществом во всем мире, студенты дефектологических факультетов педвузов вполне могут получить о нем информацию в ходе обучения – например, в МПГУ можно выбрать соответствующие спецкурсы и написать диплом. Но стать специалистами, способными квалифицированно работать по методу, можно только начав работу в таких образовательных учреждениях, как «Логотон».

Перед каждой страной стоит основная задача: решение вопросов подготовки квалифицированных кадров, определение пути дальнейшего развития верботональной системы.

Глава II.

Методы обследования слуховой функции в верботональной системе обучения.

Исследование слуха путем регистрации отоакустической эмиссии.

Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) представляет собой очень слабое звуковое излучение, возникающее во внутреннем ухе человека. Звук, родившийся во внутреннем ухе, попадает в среднее, приводит в колебания цепочку слуховых косточек, барабанную перепонку и выходит в наружный слуховой проход. Там его и можно зарегистрировать, а проще говоря, - уловить с помощью чувствительного микрофона.

Суть нового метода заключается в том, что ОАЭ возникает и регистрируется лишь в том случае, когда и внутреннее ухо, и среднее функционирует нормально. То есть наличие ОАЭ свидетельствует о том, что орган слуха у человека действует безукоризненно, - и наоборот.

ОАЭ бывает спонтанной и вызванной.

Спонтанная (самопроизвольная) ОАЭ, как следует из ее названия, возникает в ухе человека в отсутствие внешних звуковых раздражителей. При этом сам человек ничего не слышит. В клинической диагностике спонтанное ОАЭ обычно не рассматривается, так как она регистрируется лишь на отдельных непредсказуемых частотах, до и то не у каждого человека.

Вызванное ОАЭ, в отличие от спонтанной, возникает в ответ на действие внешних звуковых раздражителей. Она подразделяется на несколько видов. В настоящее время в аудиологической диагностике используется два из них: задержанное вызванное ОАЭ и ОАЭ на частоте продукта искажения.

Задержанная вызванная ОАЭ

Этот вид эмиссии возникает под действием короткого одиночного звукового раздражителя, например, щелчка. Акустический ответ приходит через некоторый промежуток времени после предъявления звукового стимула, отчего ОАЭ и называется задержанной. Интересно то, что если для звуковой стимуляции используется именно щелчок, то регистрируемая форма ответного сигнала, подобна отпечаткам пальцев, является строго индивидуальной для каждого человека.

В аудиологической диагностике используется тот факт, что при наличии сенсор невральный или кондуктивной тугоухости, сопровождающимся повышением порогом слышимости до 30-ти дБ и более, задержанная вызванная ОАЭ (ЗВОАЭ) просто не регистрируется. Зато при регистрации широкополосной ЗВОАЭ с пиковым звуковым давлением свыше 10 дБ можно с высокой степенью вероятности утверждать, что человек имеет нормальные пороги слышимости.

Учитывая, что ЗВОАЭ может быть зарегистрирована у ребенка уже на 3…4-й день после рождения, она широко используется при аудиологическом обследовании детей на первом году жизни.

ОАЭ на частоте продукта искажения.

Этот вид эмиссии представляет собой звуки, порождаемые ухом в ответ на два одновременно звучащих раздражителя.

При этом стимулами, в отличие от предыдущего случая, являются чистые гармонические тона. Один из стимулов имеет более низкую частоту, обозначаемую как f1. а другой – более высокую частоту, обозначаемую как f2. Здесь примечательно то, что акустический ответ из улитки приходит на частоте 2 f1 -f2. отсутствующих в первоначальных импульсах, отчего он и называется «продукт искажения». Такой путь поведения характерен для нелинейной системы.

В процессе аудиологической диагностики составляется аудиограмма под названием «DP-Gram», на одной оси которой откладывается частота, а на другой – максимальная амплитуда ОАЭ. После этого значения, отображенные «DP-Gram», сравниваются с результатам, полученными при тестировании нормально человека с нормальным слухом.

Есть надежда, что в будущем ОАЭ на частоте продукта искажения поможет врачам определять пороги слышимости. Дело в том, сто существует определенное сходство между формой «DP-Gram» и обычной аудиограммой. При сенсоневральной потере слуха акустический ответ уменьшается или исчезает только для тех импульсов, частота которых попадает в поврежденную зону. Таким образом, ОАЭ на частоте продукта искажения выражает состояние улитки лучше, чем задержанная вызванная ОАЭ.

Регистрация ОАЭ.

Отоакустическая эмиссия представляет собой2-3 группы звуковых колебаний различной частоты, возникающие через 6-8 мс после начала стимула и продолжающиеся в течение 20-30 мс. Их амплитуда очень мала. Для регистрации ОАЭ используется миниатюрный зонд, в корпусе которого находятся телефон и микрофон. Зонд вводится в слуховой проход с применением ушного вкладыша, при этом он должен плотно закупоривать слуховой проход, для того чтобы окружающий шум не мешал исследованиям. В этом случае звукоизоляция помещения не требуется. Через телефон в ухо пациента подается соответствующий акустический стимул. Ответный сигнал улавливается микрофоном, усиливается, переводится в цифровую форму и направляется в компьютер. Обычно исследование одного уха занимает от 1 до 10 минут. Маленькие дети при этом могут спать.

Если в процессе регистрации ОАЭ акустический ответ отсутствует, это еще не значит, что человек имеет патологию внутреннего или среднего уха. Существует ряд факторов, которые могут привести к подобному результату и при нормальном слухе. В этом случае пациенту для подтверждения нарушения слуха и установления точной степени его снижения назначается прохождение еще более сложного исследования.

Исследование слуха путем регистрации слуховых вызванных потенциалов.

В последнее время самым точным методом слуховой диагностики считается регистрация слуховых вызванных потенциалов.

Метод основывается на том, что проведение и обработка нервных сигналов в слуховой системе сопровождается специфической электрической активностью, отличающейся от фоновой электрической активности головного мозга. Говоря иными словами, слуховые раздражители вызывают в центральной слуховой системе электрические потенциалы, которые можно зарегистрировать.

В зависимости от времени возникновения слуховые вызванные потенциалы (СВП) подразделяются на классы.

Коротколатентные СВП – регистрируются в течение 1…15мс после предъявления акуститческого стимула. Они отражают электрическую активность улитки, слухового нерва и ствола мозга.

Необходимо отметить, сто КСВП могут быть успешно зарегистрированы уже в первые часы жизни ребенка, отчего этот метод широко используется при аудиологическом обследовании маленьких детей.

Среднелатентные СВП – регистрируются в течение 10…50 мс после предъявления стимула и отражают как нервную, так и мышечную активность слухового проводящего пути.

Длиннолатентные СВП – регистрируются в течение 50…400 мс после предъявления стимула и отражают активность первичной и вторичной слуховой коры.

Для регистрации СВП любого класса необходимы электроды, устанавливаемые в определенных точках головы, усилитель биоэлектрической активности, аналого-цифровой преобразователь, способный трансформировать сигнал в пригодную для обработки компьютером форму, и, наконец, собственно компьютер, осуществляющий обработку СВП. Подача акустических стимулов осуществляется через внутриушные телефоны.

Акустическая импедансометрия

Акустическая импедансометрия изучает характеристики звукопроводящей системы органа слуха. Она также позволяет получить представление о функции черепно-мозговых нервов и слуховых проводящих путей ствола мозга. В основе этого метода лежит регистрация изменений, происходящих с эталонным (так называемым зондирующим) тоном при его подаче в герметически закупоренный наружный слуховой проход. Ценность данной методики заключается в том, что она позволяет своевременно обнаружить патологию среднего уха и уточнить ее характер. Акустическая импедансометрия включает в себя несколько видов исследований. На практике чаще всего пользуются двумя основными методиками – ттимпанометрией и акустической рефлексометрией.

Тимпанометрия.

Тимпанометрия заключается в изменении зависимости акустической проводимости от давления воздуха в наружном слуховом проходе. В целом можно сказать, что тимпанограмма отражает подвижность барабанной перепонки и цепи слуховых косточек. Тимпанометрия проводится с помощью специального прибора – импедансометра.

Графическое изображение зависимости акустической проводимости от давления, выполнено в прямоугольной системе координат, носит название тимпанограммы. На оси абсцисс тимпанограммы откладывается значение давления, создаваемого в наружном слуховом проходе в процессе исследования, а на оси ординат – соответствующие им значения акустической проводимости.

Акустическая рефлексометрия.

Данный метод позволяет регистрировать с помощью импедансометра рефлекторные сокращения стременной мышцы, передающиеся стремени, соответственно, цепи слуховых косточек и барабанной перепонке. Важно помнить, что при любой кондуктивной патологии акустический рефлекс зарегистрировать не удается. Поэтому регистрируемый рефлекс может служить признаком отсутствия поражения звукопроводящего аппарата среднего уха. Кроме того, порог возникновения акустического рефлекса достаточно близок к порогу слухового дискомфорта, т.е. отражает верхнюю границу динамического диапазона обследуемого больного. Это может быть впоследствии использовано при настройке параметров слухового аппарата. Наконец, отсутствие регистрируемого акустического рефлекса в сочетании с нормальным функционированием звукопроводящей системы среднего уха позволяет заподозрить снижение слуха на уровне III-IV степени тугоухости или глухоты.

Аудиометрия.

Аудиометрия - исследование необходимое как для определения степени нарушения слуха, так и для подбора необходимого слухового аппарата, которое проводится при помощи специального прибора - аудиометра. Результатом слуховых тестов является график, отражающий характер и степень нарушений слуха у человека - аудиограмма.

Аудиометрия проводится в специальной звуконепроницаемой кабине, чтобы окружающий шум не влиял на ее результаты. Задача пациента - сообщать о том, в какой момент он начинает слышать звуковой сигнал разной частоты и громкости, подающийся в наушники. Для каждого уха составляется своя аудиограмма.

Таким образом, определяется порог слышимости - самая тихая громкость, с которой пациент слышит звуки, а также порог дискомфорта громкость, предельная для его ушей.

Бывает:

  • тональная аудиометрия. Определяет способность человека слышать чистые тона.
  • речевая аудиометрия. Определяет способность человека слышать человеческую речь.
    • Тональная аудиометрия

      Определение слуховой чувствительности на звуки различной частоты. На частотах от 125 до 8000 Гц определяется минимальная интенсивность звука, которая вызывает слуховое ощущение. Результатом обследования является аудиограмма, которая имеет большое значение для правильного выбора и настройки слуховых аппаратов.

      Тональная пороговая аудиометрия проводится с помощью специального прибора – аудиометра. Этот прибор может генерировать чистые тоны различной частоты и интенсивности, и передавать их через головные телефоны (наушники ) либо костный вибратор. Пациент, в свою очередь, нажимая на кнопку, сообщает врачу о том, что звук услышан. При предъявлении тестирующего тона через наушники оценивается функция проведения звукового сигнала структурами наружного среднего и частично внутреннего уха. При помощи костного вибратора исследуется функция системы звуковосприятия внутреннего уха. В последнем случае звуковая волна воспринимается непосредственно улиткой в обход звукопроводящей системы.

      Игровая аудиометрия

      Игровая аудиометрия применяется для исследования слуха у детей младше 4-х лет. Специальная методика позволяет определять состояние слуха у детей в процессе игры, когда ребенок производит какое-нибудь действие в ответ на предъявляемый звук.

Категория: Афиша города | Добавил: belgorod-4722 (04.09.2015)
Просмотров: 613 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar