Главная » Статьи » Справочник

Все Про Белгород Днестровский
все про белгород днестровский

Готовые туры Едем сами Путеводитель Информация Общение Турбизнес

Поиск туров Спецпредложения Отдых в России Летний отдых Круизы Экзотика Экскурсии Оздоровительные

Визы Авиабилеты Ж/Д билеты Маршруты Жилье: Бронирование отелей Частный сектор Страховка Аренда авто

Страны, города, курорты Достопримечательности Отели мира Отзывы: Отзывы об отелях Вопросы и отзывы

Новости туризма Статьи о туризме Погода на курортах Справочник туриста

Форум Поиск попутчиков Фото туристов Рассказы Туристы

Работа в туризме Турфирмы Выставки События Каталог сайтов Статистика Производственный календарь

Город Белгород-Днестровский

Город двенадцати культур

Белгород-Днестровский - это четвертый после Одессы, Измаила и Котовска город в Одесской области. Городу недавно исполнилось 2, 5 тысячи лет.

Белгород на протяжении всей своей истории – важный торговый центр, поэтому здесь жили и живут представители разных национальностей, и самый яркий след в истории города оставили 12 из них: греки, римляне, готы, болгары, монголы, армяне, итальянцы, молдаване, турки, евреи, русские и украинцы.

Сейчас большинство населения города – украинцы. Здесь также проживают: русские, болгары и молдаване.

ОСНОВАНИЕ И НАЗВАНИЯ

Офиусса (6-5 века до нэ), Тира (5 век до нэ – 375), Белгород (10-11 века), Мо(н)кастро, Монте-Кастро, Аспрокастро, Алби-Кастри, Белгород, Фехервар, Вейсенбург, Акджа-Керман, Аккерман (1484-1918, 1940-1941), Чэтатя-Альбэ (1918-1940, 1941-1944), Белгород-Днестровский (с 1944).

Колония Офиусса на месте современного Белгород-Днестровского была основана греками из Милета (его руины - на территории современной Турции) в конце 6 века до н.э. (официально признана дата 502 до н.э.). Город построили в устье Днестра, который именовался тогда - Тирас - от скифского Данас Тирас - Река Быстрая . Со временем название Офиуссы поменялось на Тирас или Тирасполис - по гречески город на Днестре , а жители называли друг друга – тиритами или тирасполитами.

Все остальные названия города связаны с разноязычной передачей термина «Белый город» (Аккерман – по-персидски и по-турецки, Белгород – по-славянски, Вейсенберг – по-немецки, Фехервар – по-венгерски, Аспрокастро – по-итальянски, Чэтатя-Альбэ – по-молдавски и по-румынски) или «Город на горе» (итальянские варианты Монкастро и Монтекастро).

Некоторые историки считают, что название Белгород произошло от цвета крепостных стен, которые выделялись своей белизной на фоне других построек. Другие исследователи выдвинули гипотезу о том, что Белыми (Акджа, Акче по-персидски и по-турецки) называли в средневековье самые распространенные серебряные монеты – а поскольку город был центром торговли, то его название якобы связано с богатством горожан. Напротив Белгорода в 14-15 веках существовала литовская крепость Черногрод - предположительно на месте современных Маяк. Это свидетельствует, что два названия возникли в связи друг с другом как бы в противопоставление друг другу.

ГРЕКИ . Греки жили в Офиуссе-Тирасе на протяжении 10 веков - со времени основания до 4 века. Они создали независимую республику - город-государство, были посредниками в торговле между Средиземноморскими странами, скифами и фракийцами и занимались различными ремеслами. Население города составляло в пору расцвета (3-2 века до нэ) в городе жили 4 тысячи человек. Тира пережила два нападения «варваров» – в 1 веке до нэ со стороны фракийцев (гетской державы вождя Буребисты) и в 3 веке – со стороны германцев (готской державы). Однако третего наществия античный предшественник Белгорода не пережил - в 375 году город был полностью разрушен. Свидетельств того, что в руинах продолжало существовать хоть какое-то поселение, археологи до сих пор не нашли.

В 6 веке византийцы (средневековые греки) возобновили свое влияние в Северном Причерноморье, в том числе и в Белгороде, который в 10 веке император Константин Багрянородный называл Аспрокастрон ( Белая крепость аспр – серебряная, «белая» византийская монета). В 13 веке Византия распалась на несколько государств, одно из которых – Трапезундская империя (теперь – на территории Турции) – контролировало торговые пути из Азии в Европу через Белгород. Трапезундские греки жили в городе в особом квартале, они построили церковь Иоанна Предтечи, которая сохранилась до наших дней (Греческая).

С Белгородом связана мученическая смерть трапезундского купца Иоанна, которого канонизировали в начале 15 века под именем Иоанна Нового (более известен как Иоанн Сучавский).

По материалам переписи 2001 года в городе нет ни одного грека, но сохранились руины Тиры, Греческая церковь, подземная церковь Иоанна Сучавского и другие следы пребывания в Белгород-Днестровском этого народа.

РИМЛЯНЕ. В середине 1 века город горожане Тиры, уставшие от нападений сарматов и даков, обратились за помощью к римлянам, воевавшим в то время с Дакией. Город был включен в состав римской провинции Нижняя Мезия, здесь в разное время размещался гарнизон из отдельных подразделений 5-го Македонского, 11-го Клавдиевого и 1-го Италийского легионов под руководством центуриона. Гарнизон размещалися в казарме в специально построенной цитадели, остатки которой раскопаны в Тире, и составлял не более ста человек. У пристани стояли корабли Мезийской флотилии римлян, которые охраняли от пиратов торговые корабли.

Римляне покинули Тиру в середине 3 века. До наших дней сохранились руины цитадели, казарм, терм (баня), гимнастических залов, а также 18 надгробных плит римского времени (хранятся в Одесском Археологическом музее).

ГОТЫ . Готы – германский народ, который пришел на Нижний Днестр в середине 3 века из Скандинавии. Западные готы (вестготы) обосновались в землях между Дунаем и Тилигулом, а восточные (остготы) – на берегу Днепра. Столицей королевства вестготов была Тира – крупнейший город и крепость на этой территории. Здесь жили король (вождь) и племенные старейшины, в Тире родился разрушитель Рима (410) Аларих. В 375 году гунны разгромили готские королевства и разрушили Тиру, готы покинули приднестровский край, чтобы вернуться сюда в виде одноименной молодежной субкультуры уже в конце 20 века.

МОНГОЛЫ . В 1242 году монгольский хан Батый создал государство Золотую Орду, протянувшуюся от Дуная до Аральского моря. Белгород стал резиденцией наместников хана – темников (начальник тумена - тьмы – 10 000 войска). Самым известным Белгородским темником был Ногай, которого иногда именуют ханом. Его владения раскинулись от Крыма до Карпат. В Белгороде, у Ногая жил будущий болгарский царь Федор-Святослав со своей семьей. Ногай вместе с Федор-Святославом захватили Болгарию. Сын Ногая Чак даже на короткое время стал болгарским царем. Но в 1299 году темник погиб в битве и его только что родившаяся империя распалась, как карточный домик.

О золотоордынском периоде истории Белгорода свидетельствуют многочисленные находки монет, оружия, керамики. Здесь проходил возрожденный монголами Великий шелковый путь из Китая в Европу – в Белгород прибывали караваны с востока, отсюда перегруженные на корабли драгоценные шелка, пряности и другие восточные товары отправлялись по Днестру в Северную Европу или по Черному морю – в Средиземноморье.

В 1363 году монгольские войска были разбиты войсками Литовской Руси и потеряли все причерноморские владения, в том числе и Белгород.

Монголы в городе сейчас - очень редкие гости.

БОЛГАРЫ. Тюркский народ булгары в 6-7 веках жил в Приазовье, но в середине 7 века войска другого тюркского народа хазар вытеснили их оттуда. Одна часть булгар ушла на Волгу, а другая двинулась на запад во главе с ханом Кубратом и его сыном Аспарухом, основавшим позднее на Балканах первое Болгарское царство. Булгары переправились через Днестр и на несколько десятков лет поселились в междуречье Днестра и Дуная. В исторических хрониках нет никакой информации о Белгороде в это время.

Второе Болгарское царство расширило в 1300-1322 свои владения от Балкан до Днестра и Белгород 22 года был болгарским. Во времена молдавского и османского владычества в Белгороде жили немногочисленные болгары - в основном крестьяне и ремесленники.

Новые известия о болгарах в Белгороде относ я т ся уже к 19 веку – они переселялись с Балкан в Бессарабию, привлеченные льготами и помощью от правительства Российской империи. Болгары построили в восточной части города Свято-Георгиевскую церковь, которая в народе называется Болгарской. Неподалеку от церкви находится старое болгарское кладбище.

АРМЯНЕ . В 11-14 веках Армения была завоевана турками-сельджуками. Армяне массово переселялись в европейские страны, налаживая торговые связи Востока и Запада. Армянские общины появились в Венеции, Львове, Амстердаме, Камянце (Подольском) и Белгороде. В 14 веке они построили в Белгороде первую церковь, затем, после завоевания города турками-османами, соорудили вторую, а в конце 16 века выкупили у греков здание, в котором разместили третью армянскую церковь - Успения Богородицы, которая только и сохранилась. Позже армянская община не раз реконструировала храм – так появилис четыре фасадные колонны и некоторые другие детали. В настоящее время церковь используется как помещение археологической экспедиции. Рядом сохранилось небольшое армянское кладбище.

ИТАЛЬЯНЦЫ. Итальянские купцы после захвата крестоносцами Константинополя в 1204 году стали безраздельными хозяевами Средиземного и Черного морей. Города-республики Генуя и Венеция основали в важнейших портах Причерноморья свои представительства. В некоторых городах итальянцы захватывали власть и назначали представителя правительства республики – консула. Генуэзская колония (квартал) в Белгороде была основана еще при монголах, которые поддерживали купцов и охраняли торговые пути. Позже с упадком монгольской империи власть в городе временно перешла в руки итальянцев. Сейчас в Белгороде итальянцев встретишь не часто, не сохранилось ни одного сооружения, достоверно построенного ими. Лишь некоторые историки считают, что это генуэзцы построили четырехбашенную цитадель крепости в Белгороде.

МОЛДАВАНЕ . Молдавское княжество возникло в середине 14 века с ослаблением влияния Золотой орды и Галицкого княжества. Молдавские воеводы (господари) братья Петр и Роман Мушат во второй половине 14 века захватили побережье Черного моря от устья Дуная до Днестровского лимана. Молдавские правители признавали свою зависимость от польского короля. Они укрепили два крупнейших порта – Килию и Белгород, который по-молдавски называли Чэтатя-Альбэ. В 1420-1460-х по приказу Александра Доброго и Стефана Великого горожане соорудили крепостные стены, которые в основном дошли до наших дней. В 1430-50-х годах Белгород становится даже резиденцией правителя Нижней Молдавии. В городе проживало около 20 000 человек – это делало его одним из крупнейших европейских городов. В 1484 году османский султан Баязид захватил город после 16-дневной осады – горожане сами вынесли 10 ключей от ворот города и преподнесли их новому правителю.

ТУРКИ . В 1484-1806 город принадлежал туркам, которые реконструировали крепость и возвели в центре ее на месте православной церкви мечеть. Султан Мехмед II называл город «ключем от ворот всей Польши, России, Татарии и всего Чёрного Моря» - прежде всего для турок важно было стратегическое расположение Аккермана (так по-турецки стали называть Белгород), который превратился в центр крупной административной единицы – санджака.

Торговое значение Аккермана упало, а вместе с ним и население города. Неоднократно на город совершали нападения запорожские казаки, что еще более ускорило упадок города. Оживление торговли началось в 18 веке, когда Аккерман стал важным хлебным портом сначала в Османской империи, а затем – в Российской.

Из сооружений, построенных турками можно назвать первую в Украине турецкую баню 16 века (хамам ее раскопки на территории крепости продолжаются) и минарет. Кроме того, турки приложили большие усилия к сохранению и укреплению обороноспособности крепости.

ЕВРЕИ . Первые упоминания о евреях в Аккермане относятся к 16 веку. В это же время в городе жила небольшая община караимов (тюрков по языку и иудеев по вере, возможно, потомков хазар). В 19 веке еврейская община значительно выросла – в 1897 году каждый пятый аккерманец был евреем. Во время Второй мировой войны ситуация изменилась часть еврейского населения выехала из города, часть была расстреляна. Небольшое количество вернулось из эвакуации, но часть евреев в общем населении города с того времени неуклонно уменьшается. В 2001 в городе проживало лишь 200 представителей этой национальности. Они объединены в национальную общину, открыли новую синагогу, общество еврейской культуры, еврейский детский сад и воскресную школу.

На территории города сохранились многочисленные жилые дома, построенные евреями в 19 веке, синагога 1891 года постройки, еврейское кладбище неподалеку от железнодорожного вокзала.

РУССКИЕ . Аккерман трижды был взят российскими войсками – в 1770, 1790 и 1806, но официально отошел к Российской империи лишь по Бухарестскому мирному договору 1812. В город в период российского владычества бежали крестьяне и казаки, он быстро рос и достиг в конце 19 века населения 50 тысяч человек (столько же, сколько сейчас). Важную роль в жизни города играл порт, через который вывозились сельскохозяйственные продукты и древесину.

Несмотря на провинциальное положение в составе Российской Империи, Аккерман не стоял в стороне от политической и культурной жизни. Здесь дислоцировались подразделения русской армии, которые охраняли границу с Османской империей или готовились ко вступлению на ее территорию. Поэтому в городе бывали полководцы – А Суворов, М. Кутузов, А. Ришелье и многие другие. Сюда же, на окраины империи, были сосланы неугодные правительству поэты и писатели, а также участники декабристского движения М. Орлов, О. Юшневский, И. Пущин. Здесь служил В. Раевский, три дня в городе провел А. Пушкин, в разное время посещали Аккерман В. Даль, писатели А. Горький (здесь он впервые услышал легенду о Данко, которая позже легла в основу известного рассказа) и К. Паустовский.

От российского периода в городе сохранились многочисленные постройки – жилые кварталы по улице Дзержинского, рыночные корпуса, казармы, административные здания, памятники и храмы (Вознесенский собор, Свято-Николаевская церковь).

УКРАИНЦЫ . В Повести временных лет упоминаются земли по Днестру, заселённые тиверцами и уличами, но собственно Белгород упоминается в восточно-славянских летописях только в конце 14 века. Некторые считают, что город во время своих походов и путешествий посетили киевские князья – основатель Киева Кий, креститель Руси Аскольд, объединитель Новгорода и Киева Олег, жертва древлян Игорь, мстительница за мужа Ольга, победитель хазар и болгар Святослав. Однако достоверных известий об их визите не сохранилось. Достоверно известно, что галицкие князья владели в 12-13 веках землями от Дуная до Днестра, но вновь нет никакой информации о Белгороде в это время. Зато с полной уверенностью можно сказать, что после победы над монголами в 1363 году воевода Юрий Кориатович от имени князя Литовской Руси правил в Белгороде почти десять лет – а украинцы составляли большую часть литовских боевых дружин.

В 14-15 веках торговый путь из Белгорода на север (молдавский шлях) стал одним из важнейших маршрутов купеческих караванов, которые связали Левант (Ближний Восток) и Северную Европу. Решающую роль в этой торговле играли львовские купцы.

В 1517, под уже османским Аккерманом, впервые появился отряд украинских казаков. В 1541, 1574, 1575-1576 и 1589 годах казаки неоднократно совершали походы на город, а летом 1595 году под предводительством атамана Лободы они овладели крепостью. Позднее, в 1659, 1664 и 1674 годах, запорожцы атакуют Аккерман под руководством атамана Ивана Сирко. В 1684, 1686, 1691 и 1693 годах успешные казачьи походы на Аккерман возглавлял полковник Семен Палий.

Массовое переселение в Аккерман украинцев началось в 18 веке, когда они бежали от крепостной зависимости в пределы Османской империи. В конце 19 века украинцы стали крупнейшей национальной общиной Аккермана. Сюда приезжали на отдых и на гастроли выдающиеся украинские деятели культуры - Леся Украинка, Иван Нечуй-Левицький, Макро Кропывныцькый, братья Тобилевичи (Петро Саксаганськый и Иван Карпенко-Карый), Мария Заньковецька и другие.

В состав УССР Аккерман вошел 28 июня 1940 и стал центром отдельной Аккерманской области. 22 августа 1944 город был вновь занят советскими войсками и повторно был включен в состав УССР, при этом Аккерман переименовали в Белгород с приставкой Днестровский (чтобы отличать от областного центра Белгорода, входящего в состав Российской Федерации).

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

Античная Офиусса-Тира

Раскопки древнего города Тира (адрес: Крепость). Раскапываемый археологами древний город обычно называется «городищем». Городище Тира находится на прикрепостной площади. Раскопки его начались еще в 19 веке, но систематическими стали в 1960-х. Исследования археологов выделяют при раскопках для изучения множество слоев, которые сформировались в ходе истории. Вы замечаете, что если не вытирать пыль на подоконнике, то за год может вырости приличный слой? А если еще бросать туда мусор? Вот так и образуются «культурный слой». Чем активнее ваша жизнедеятельность – тем больше мусора, тем толще слой. В промежутках времени, когда вы не посещаете свою квартиру пыль покрывает предыдущий слой и в последующем разграничит новый мусор. Из этого исходит археологическая наука при изучении материальных остатков жизнедеятельности наших предков.

На территории городища Тира были обнаружены и исследованы остатки культуры разных исторических этапов развития города. Период от конца 4 до начала 13 века практически не имеет культурного слоя – это значит, что в городе если и жили люди, то их было очень мало.

Во время раскопок археологи обнаружили остатки множества строительных памятников: круглой башни (V в. до н.э.) городских стен, городских кварталов 4 века до нэ, многочисленные свидетельства пребывания римлян в Тире – остатки казарм, терм, цитадели и других построек. Акрополь античного города находится под стенами средневековой крепости, а портовые кварталы затоплены водами лимана. Загадкой для археологов остается место расположения античного кладбища – некрополя.

Скифская могила (территория Мясокомбината, на пересечении ул. Лазо и ул. Шабской). В 1895 археологи Э. Штерн и А. Кочубинский исследовали археологические памятники Аккермана и наткнулись в предместье города на отдельно стоящий курган высотой более 5 м. Входе раскопок кургана было раскопано каменное сооружение, сложенное из больших (длиной до 3-х и толщиной до 0,7 метров) известняковых плит. Удалось установить, что это – склеп, в котором в 1 веке до нэ был похоронен знатный воин, возможно – вождь племени. В это время в округе Тиры проживали скифы – поэтому за склепом закрепилось название Скифская могила. В склепе 2 комнаты-камеры. Передняя (дромос) разрушена, а в основной погребальной камере были похоронены два человека, возможно супруг и супруга. Задняя стенка склепа покрыта известковой штукатуркой, на которой до сих пор сохранились следы загадочного орнамента в виде узора древесины. Захоронение было разграблено уже в древности, поэтому никаких сокровищ в могиле археологи не нашли.

Сарматский склеп (ул. Кутузова, 1). В 1989 году во время работ в песчаном карьере был обнаружен каменный склеп, который. Это захоронение тоже было разграблено в древности, но фрагменты амфор, лепной и красно-лаковой керамики подсказали археологам, что склеп из известняковых плит в виде карточного домика сооружен в 3 веке, возможно – живущими в округе сарматами. Состоит он из двух камер – дромоса и погребального помещения. Плиты уложены насухо, без связывающего раствора.

С внутренней стороны стены склепа были тщательно обработаны и оштукатурены известковым раствором терракотового цвета. Перед входом был установлен жертвенный столик – алтарь, который находится в экспозиции Белгород-Днестровского краеведческого музея. Сам склеп перенесён на территорию Армянской церкви.

Средневековый Белгород

Аккерманская крепость (адрес: Крепость). Крепость строилась в 14-18 веках из местного камня-известняка и сохранилась до наших дней почти полностью. Она имеет форму неправильного многоугольника площадью около 9 га. С трёх сторон крепость окружает ров, глубина которого местами достигала 20 метров, ширина - 13,5 метров. Внешние крепостные стены высотой 12 м и толщиной до 5 м протянулись почти на 2,5 км. Усиливали оборону 34 прямоугольных, круглых и многогранных башен и бастей (открытых с тыльной стороны башен).

Внутренними стенами крепость разделена на 4 двора. Самый большой из дворов назван историками Гражданским, его площадь 5 га. Здесь сохранился фундамент христианской церкви, на котором в XVI веке была построена мечеть, тоже не дошедшая до нашего времени. На территории двора сохранились строительные остатки турецкого периода. Второй двор – Гарнизонный, где размещались казармы молдавских и османских, а позже – российских воинов. Третий двор – Цитадель, некоторыми историками именуемый Генуэзским замком. Здесь жил пыркэлаб (молдавский комендант крепости), а позже – ага (руководитель османского гарнизона). Остатки стен четвертого двора сохранились на берегу Днестровского лимана. По назначению это был портовый двор, он был сооружен в турецкий период, именно здесь недавно начались раскопки развалин самой старой в Украине турецкой бани - хамама.

Интенсивное строительство в 1807—1832 годах было проведено по инициативе русского военного командования. Крепость превратилась в склад вооружения и место дислокации воинских подразделений. Военный объект «Аккерманская крепость» была упразднена в 1832 как устаревшая.

Подземная церковь Иоанна Сучавского (ул. Шабская, 116). Заложена в 14 веке, современный вид приобрела в 19-20 веках. Церковь представляет редкий в Бессарабии тип храма, сооруженного над источником воды. Первоначально над источником была сооружена часовня из камня, выбеленная со всех сторон. В часовне находилась большая старинная икона, изображающая святого Великомученика Георгия. В конце 19 столетия над подземной церковью был сооружён павильон в византийском стиле.

Источник в народе называют Прасковья криница , Святая криница , Прасковий источник - по легенде в честь украинской девушки, которая не хотела быть наложницей турецкого аги. Она ночью убежала из крепости, но вдогонку взбешенный ага послал своих янычар. Когда они настигли беглянку, Прасковья внезапно исчезла, а из камня, где она ступила в последний раз, начал бить источник. По легенде преследователи превратились в камни, которые якобы еще недавно стояли неподалеку.

По второй легенде, здесь в 1330 году татары замучили купца Иоанна из Трапезунда (теперь – Турция). Иоанн отказался принять иную веру, был подвергнут жестоким пыткам. Его привязали к дикому коню, который нёс его по городу, а затем ему отсекли голову. Тело было помещено в небольшую часовню у церкви Иоанна Предтечи (Греческая), позже нетленные мощи были выкуплены молдавским воеводой Александроми и перевезены в столицу Молдовы - Сучаву (теперь - Румыния), где хранятся и по сегодняшний день в монастыре Георгия Победоносца. В 1884 г. частица мощей была перевезена в Аккерман.

Армянская церковь (ул. Кутузова, 1). По одному из преданий, в Белгороде жили два брата-грека. Они были состоятельными купцами, и каждый из них построил по одной церкви. Со временем одну из церквей закрыли, и греки продали её армянам. По другой версии храм пос троили армяне во времена турецкого господства, получив за большие деньги разрешение турецких властей. Наиболее вероятное время сооружения - 14-15 век.

Армянская община перестраивала, достраивала церковь для проведения ритуальных служб. В 1699 был достроен алтарный блок, а в 1827 - увеличена длина здания с западной стороны, возведён западный портик о четырёх колонах и перестроены южный притвор, устройство деревянного балкона церкви. В конце 19 - начале 20 века произведено укрепление свода южного большого притвора. Церковь приняла вид креста и в таком виде сохранилась до наших дней.

Возле церкви была расположена колокольня - деревянный навес с 5-ю колоколами разной величины. На территории церкви было расположено старинное кладбище (последние захоронения датируются концом 18 века).

Летом 1940 храм был закрыт, а с 1962 года передан краеведческому музею. Сейчас является базой археологической экспедиции.

Реставрационные работы по укреплению фундаментов, стен, сводов, отделочные работы и благоустройство территории были произведены в 1995-1997.

Греческая Церковь (ул. Леона Попова, 13). Планировка храма говорит о том, что он был построен в конце 13-14 веке. Это подтверждают и косвенные данные: в 1347 была создана православная епархия в Белгороде, а в 15 веке здесь размещалась резиденция византийского экзарха в Молдавском княжестве.

В 15 веке церковь была разрушена, в 16 веке восстановлена и немного расширена в западном направлении. В начале 19 века пристроена колокольня. Перестройка церкви была произведена в 1812-1855. В 1994 году церковь и часовня переданы в собственность религиозной общины Украинской Православной церкви.

Рядом с церковью находится часовня Иоанна Сучавского (православный Иоанн Новой), предположительно построенная в 15 веке. По другим источникам часовню соорудил в 1838 греческий подданный Хаджи Иоаким Сотири. Во время реставрации были утеряны фрески - это было 6 картин в полный рост, и они являлись не иконами или сценками на библейские сюжеты, а своеобразным редким в живописи настенным лубком (картины светского содержания). На фресках повествовалось о последних днях жизни трапезундского купца Иоанна.

Ниже церкви находилось старое православное кладбище (частично скальное), разрушенное в 1970-е.

Российский Аккерман и Румынская Четатя-Албэ

Здание. в котором 1826 году Турцией и Россией была подписана Аккерманская конвенция, определившая взаимные ди пломатические обязательства Турции и России по соблюдению условий Бухарестского мира.

Болгарская Церковь (ул. Советская, 42, угол ул. Кишинёвской). В 1813 году общество Аккерманских болгар подали ходатайство наредмет постройки храма Св. Дмитрия. Временная церковь Св. Георгия, размещенной в перестроенном нежилом доме с 29 июля 1816 и до 25 октября 1838.

В 1840 году на этом же месте была построена новая Болгарская церковь по проекту архитектора Заушкевича. Церковный двор был огорожен каменным забором с железной оградой, внутри разделён на четыре части. В середине двора стоял сам храм. В северо-западном углу находился церковный дом, а в северо-западной части находилось кладбище, на котором хоронили служителей церкви, знатных и достойных людей. С 1934 года хоронить на кладбище перестали, а в 1949 году церковь закрыли. Восстановление храма силами прихожан произошло с 1990 по 1995 год.

В 1962 году в церкви были обнаружены захоронения. На могильной плите высечен текст: Жена фельдмаршала, светлейшая княгиня Софья Григорьевна Волконская. светлейший князь Григорий Петрович Волконский. светлейшая княгиня Лидия Александровна Волконская. . Софья Григорьевна Волконская (1785-1868) - дочь губернатора Оренбурга, князя Григория Семёновича Волконского, вышла замуж за дальнего родственника Петра Михайловича Волконского, получила орден святой Екатерины, 1832 году была пожалована в статс-дамы. В свое время она подарила настоятелю церкви крупный бриллиант. По собственному завещанию была похоронена в Семёновке (Сеймены), а потом перезахоронена в городе Белгороде-Днестровском. Григорий Петрович Волконский - её сын, также был похоронен в Сейменах (1882), а потом его супруга Лидия Александровна перезахоронила его в Аккермане. Она пожертвовала на храм около полумиллиона рублей, и по собственному завещанию похоронена рядом с мужем.

Свято-Вознесенский собор (ул. Свердлова, 75-а). Собор был построен между 1815 и 1820 на месте старого турецкого кладбища на пожертвования местных жителей.

Первоначально имел вид корабля, но в 1830 г. было пристроено три портика по 4 колонны, и собор приобрёл вид креста, характерный для русского классицизма.

Собор - одноэтажное каменное сооружение с пятиярусной колокольней и шатровым куполом, который венчает луковица с крестом. Собор трёхпрестольный с позолоченным деревянным резным иконостасом. Левый престол во имя спасителя и чудотворца Николая, главный - в честь вознесения Христова, правый - в честь иконы Казанской Божьей Матери. В 1971 году стены средней части собора расписаны московскими художниками, а алтарь, купол, центральная часть - семьёй художника Пискарёва. В соборе хранится частица мощей святого Иоанна Сучавского.

Колокольня высотой 40 метров обрушилась 17 июля 2004. Было 8 колоколов. Самый большой весил 6160 кг, был отлит на заводе им. Павла Рыжова в г. Харькове, на нём - рельефное изображение икон Спасителя и Божьей Матери.

В 2002 году на территории собора была построена часовня в честь 2000-летия Рождества Христова.

Свято-Николаевская Церковь (ул. Измаильская, 79). Церковь была построена в 1867 году на средства местного жителя Герасима Овчинникова. С момента постройки церковь не претерпела изменений.

Архитектурный декор небогатый, характер местный, традиционный. Ширина церкви составляет 9,75 м, а длина 19,10 м. Высота зального помещения - 4,6 м. Живопись в церкви современная, сюжетная, композиции - канонические. Церковь расписана и на фасадах. Кроме канонических изображений ( Богоматерь Одитрия , Спас нерукотворный , Панагия , Троица ) написан ряд канонизированных святых и великомучеников.

Рядом с церковью находился Александро-Мариинский сердобольный приют с больницей, открытый в 1868 году генерал-лейтенантом Иваном Гангардтом (наказной атаман Дунайского казачьего войска).

Источники: http://www.votpusk.ru/country/kurort.asp%3FCN%3DUA2%26CT%3DUA85, http://www.salix.od.ua/russian/node/101

Категория: Справочник | Добавил: belgorod-4722 (06.08.2015)
Просмотров: 571 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar